ТАИФ запустил бензиновый завод
29 декабря 2005 года
Вчера пресс-служба ОАО ТАИФ сообщила о подписании госкомиссией акта приемки в эксплуатацию завода по производству бензинов дочернего ЗАО ТАИФ-НК, расположенного в Нижнекамске. В ТАИФ уточнили, что на новом заводе «получена первая партия бензинов, которая соответствует всем проектным требованиям». По словам руководителя пресс-службы ТАИФ Дмитрия Неманова, сейчас завод работает в пусконаладочном режиме, к коммерческой эксплуатации завод приступит предположительно в первом квартале будущего года.
Ъ ТАИФ приступил к строительству бензинового завода методом каталитического крекинга вакуумного газойля в сентябре 2003 года. Поставки сырья обеспечивает Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод мощностью 7 млн т нефти в год. Первоначальная проектная мощность завода составляет 550 тыс. т. моторного топлива в год. Планируется выпускать свыше 70 тыс. т бензина АИ-80, более 360 тыс. т бензина АИ-93 и более 100 тыс. т бензина АИ-95.
Вчера в ТАИФ сообщили, что поставки моторного топлива будут осуществляться потребителям республики, России, а также стран Европы.
Эксперты полагают, что новый производитель на первом этапе будет ориентироваться прежде всего на местный рынок. Для создания розничной сети продаж топлива на территории республики ТАИФ уже предпринял серьезные шаги, доведя свою долю в одном из крупнейших операторов топливного рынка РТ — ОАО «Татнефтепродукт» (ТНП), располагающем 138 АЗС — до почти 31% акций. Кроме этого ТАИФ сможет обеспечить с помощью базы ТНП (оператор имеет 21 нефтебазу общей емкостью более 420 тыс. куб. м) перевалку нефтепродуктов трубопроводным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в любом направлении, в том числе на внешние рынки.
Пока участники рынка затрудняются прогнозировать, как повлияет запуск нового завода ТАИФ на республиканский розничный рынок моторного топлива, который сейчас делят между собой примерно в одинаковых пропорциях «Татнефть» и ТНП (вместе они контролируют более 50% розницы), а также независимые операторы. «Скорее всего, появление у республики собственного бензинового производства приведет к частичному вытеснению прежних поставщиков с местного рынка, в первую очередь мелких», — считает руководитель аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. С ним согласен и руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Николай Горюнов, который считает, что оптовые цены на бензин ТАИФ могут быть ниже, чем у традиционных уфимских или нижегородских поставщиков республики, из-за «удешевления транспортных расходов примерно в два раза».
Независимо от будущего расклада сил на бензиновом рынке республики (сейчас его годовая емкость оценивается в 800-900 тыс. т высокооктановых бензинов и 1,2 млн т дизтоплива), эксперты в целом положительно оценивают перспективы нового завода ТАИФ. По оценкам отраслевых аналитиков, к 2010 году Россия столкнется с дефицитом высокооктанового бензина, поскольку существующие в стране заводы не смогут удовлетворить потребности быстрорастущего автомобильного парка (см. „Ъ“ от 25 октября 2005 года). Татарстан, приступивший к созданию собственных новых бензиновых мощностей (второй нефтеперерабатывающий завод мощностью 7 млн т нефти в год ОАО «Татнефть» намерено запустить в эксплуатацию в 2010 году), сможет обезопасить регион от угрозы прогнозируемого бензинового кризиса.
Татьяна КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ - Волга-Урал"